Виды научения
Существует много разновидностей научения. Они могут быт разделены на несколько групп. Наиболее часто выделяют просто научение, к которому относят привыкание, сенситизацию, ассоцц ативное научение, включающее выработку классического услов ного рефлекса, инструментального (или оперантного) рефлекса одномоментное обучение (на аверсивном подкреплении), и сложномоментное научение (импринтинг, латентное обучение, обучение на основе подражания, когнитивное обучение: формирование декларативной памяти).
Привыкание как простейшая форма научения выражается в ослаблении поведенческой реакции при повторных предъявлениях стимула. От утомления и истощения привыкание отличается тем, что реакцию вновь можно вызвать простым изменением стимула.
Ярким примером поведенческого привыкания является угасание безусловного ориентировочного рефлекса (или его отдельных компонентов). С повторением стимула теряется новизна, что и приводит к привыканию. Привыкание в системе ориентировочного рефлекса получило название негативного научения, состоящего в том, что стимул по мере его повторения теряет способность вызывать ту реакцию, которую он ранее вызывал. Привыкание или угасание ориентировочного рефлекса связывают с формированием «нервной модели стимула» — его многомерной энграммы, которая и тормозит систему активации ориентировочного рефлекса (см. главу «Внимание»).
Сенситизация - другая форма простейшего научения, выражавщаяся в усилении рефлекторной реакции под влиянием сильного или повреждающего постороннего стимула. Сенситизация — это не просто противоположность привыкания. Она является результатом активации модулирующей системы мозга, возникшей на сильный побочный раздражитель. Усиление рефлекса вызвано изменением функционального состояния организма.
Смотрите также
Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД)
СПИД представляет собой конечную стадию клинического процесса
заболевания ВИЧ. Существуют два определения диагноза СПИД, которые используются
для предоставления соответствующей информации в ВОЗ. Одно определение,
разработанное ВОЗ, основывается на клинических признаках, а второе – из Центра
Борьбы с Болезнями (ЦББ/ВОЗ) – основывается на результатах тестирования
антитела, а также четкого диагностирования других заболеваний, часто
ассоциирующ ...
Внутриматочные средства контрацепции
Внутриматочная контрацепция — это метод
пролонгированног го и обратимого предохранения от беременности с помощью
специальных средств, введенных в матку. За счет высокого контрацептивного
э4)фекта (индекс Перля составляет менее 1,0 на 100 женщин) и возможности их
использования от 2—5 до 10 лет, в зависимости от модели, медьсодержащие
внутриматочные средства (ВМС) являются одним из наиболее распространенных
методов контрацепции. ВМС использую ...