Нарушение фонематического слуха у детейМедицина и образование / Фонематический слух как сенсорная основа речи / Нарушение фонематического слуха у детей
В случае, если у ребенка не сформировались акустические образы отдельных звуков, фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. Артикуляторная база оказывается не полной, поскольку не все необходимые для речи звуки сформировались.
В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляционные позиции, но нет умения различать некоторые позиции, т.е. правильно осуществлять выбор звуков. Вследствие этого фонемы смешиваются, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения или взаимозамены звуков (фонем). Строительство домов из сэндвич панелей планируете строиться из металлических сэндвич панелеи.
Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф.Ф. Рау) или, что то же самое, фонематические (Р.Е. Левина) дефекты, при которых нарушена система языка. При нарушении речевого слуха у ребенка возникает сенсорная дислалия (нарушение звукопроизношения).
В зависимости от того, каким является дефект – фонематическим или фонетическим, - выделяют 3 основные формы дислалии: акустико-фонема-тическую, артикуляторно-фонематическую, артикуляторно-фонетическую. К акуститко-фонематической дислалии относятся дефекты звукового оформле-ния речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене меха-низма восприятия речи. К ним относятся: операция опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме.
В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонемати-ческого слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. При этом нарушении система фонем оказывается у ребенка неполностью сформированной (редуцированной) по своему составу. Ребенок не опознает тот или иной акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному воспроизведению слова (гора – “кора”, жук – “щук”, рыба – “лыба”). Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.
Неразличение, ведущее к отождествлению, уподоблению, наблюдается при дислалии преимущественно в отношении фонем с одномерными акусти-ческими различиями. Например, в отношении шумных фонем, различающих-ся по признаку глухость-звонкость, некоторых сонорных фонем (р-л) и некоторых других. В тех случаях, когда тот или иной акустический признак является дифференциальным для группы звуков, например, глухость-звонкость, дефектным оказывается восприятие всей группы. Например, звонких, шумных, которые воспринимаются и воспроизводятся как парные им глухие (ж-ш, д-т, г-к, з-с и т.д.). В ряде случаев нарушенным оказывается противопоставление в группе взрывных или сонорных согласных.
При акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется реакция слухового различения некоторых фонем.
Смотрите также
Методы в психофизиологических исследованиях
Электроэнцефалограмма
Впервые регистрацию биоэлектрической активности мозга у
человека осуществил австрийский психиатр, ректор Йенского Университета Ганс
Бергер (1929)[32], показав, что биотоки мозга представляют электрические
колебания, основными из которых являются колебания частотой 8-10 в секунду,
названные им альфа- ритмом. Ему же принадлежит и термин “
электроэнцефалограмма”, и соответствующая аббревиатура- ЭЭГ, используемая до
нас ...
Результаты исследований и их обсуждение
В результате исследований были получены следующие данные (см. прилож. 1,
2, 3, 4), на основе которых были построены представленные ниже рисунки.
Как видно из рис. 2.1 общая заболеваемость ВГА в период с 1980 по 1999
года не носила ровный характер, а имела ряд пиков (1983-1984, 1995 и 1999
года). То есть ВГА отличается цикличностью эпидемического процесса с
периодическими подъёмами заболеваемости в 4, 10 лет. Основной причиной
цикличности ...