Лечение ВСД
Страница 1

ВСД

-состояние, определяемое нарушением вегетативной регуляции сердца, со­судов, внутренних органов, желез внутренней секреции, связанное с первич­ными или вторичными отклонениями в структуре и функции центральной и пе­риферической нервной системы. ВСД, не самостоятельная нозологическая форма, а синдром, возникающий при многих видах патологии.

Единой приемлемой для практики классификации ВСД не существует. А. М. Вейн с соавт. (1981) предлагают выделять вегетативные нарушения по симпати­котоническому, ваготоническому и смешанному типу с учетом их возможного латентного, перманентного и пароксизмального характера.

Принципы лечения ВСД у детей следующие

1) необходимо у ччитывать этиологию и атогенез В С Д у конкретного ребенка, так как симптоматическая терапия дает временный эффект;

2) лечение должно быть комплексным и включать различные виды воздействия на организм;

3) целесообразно проводить лечение длительно - для ликвидации изменений в ВНС нередко требуется больше времени, чем для их формирования;

4) терапия должна быть своевременной, так как эффект от лечения при ВСД тем лучше, чем раньше оно начато; по мере прогрессирования патохарактероло­гических изменений эффективность лечения снижается;

5) патогенетическую терапию следует проводить обязательно с учетом типа ВСД. При различных исходном вегетативном тонусе и вегетативном кризе правильнее ориентироваться на межпароксизмальное состояние

6) психотерапевтические мероприятия должны касаться не только ребенка, но и родителей;

7) лечение проводит педиатр, кардотревматолог совместно с невропатологом, эрудированным в вопросах вегетологии и кардиоцеребральных взаимоотно­шений.

Основные виды терапии ВСД включают комплекс немедикаментозных и меди­каментозных мероприятий. Детям с незначительными признаками ВСД (вегетативная лабильность) показана немедикаментозная коррекция вегетатив­ной дисфункции, и только в случаях выраженных и/или длительно существую­щих прояв лений прибегают к лекарственным препаратам.

Большое значение в ликвидации ВСД имеет нормализация труда, отдыха, рас­порядка дня. В настоящее время повсеместно повышается умственная и снижа­ется физическая нагрузка (гиподинамия) у детей с первых лет жизни. Однако умственное и эмоциональное напряжение можно устранить только с помощью физических упражнений. Лучшими видами спорта для детей с ВСД являются плавание, лыжи, коньки, катание на велосипеде, ходьба. Нежелательны (в част­ности, детям с симпатикотонией) занятия спортом с толчнообразными движе­ниями (прыжки, упражнения на брусьях, борьба, карате). Нередко детей с ВСД и функциональной кардиопатией необоснованно освобождают от занятий физ­культурой. Созникающие при этом гиподинамия, психологический стресс, ожи­рение еще больше усугубляют вегетативную дисфункцию. Большое значение имеет также достаточный по глубине и продолжительности сон ребенка. Сле­дует избегать злоупотребления просмотром телепередач. Детям показаны ак­тивное санаторно-курортное лечение, ЛФК. Детей с сердечно-сосудистыми из­менениями на почве вегетативной дисфункции необходимо не только лечить, но и учить приспосабливаться и сохранять равновесне в постоянных условиях, а не искусственно изолировать от жизненной среды. Полный физический и психиче­ский покой неблагоприятно влияет на ВСД

Определенное значение в лечении и профилактике ВСД имеет п и т а н и е

. Ос­новы профилактики раннего атеросклероза и гипертонической болезни (не пе­реедать, ограничивать жидкость и соль, есть часто и понемногу, избегать гипер­калорийных продуктов) абсолютно справедливы и для детей с ВСД. При симпа­тикотонии рекомендуется ограниченное употребление кропкого чая, кофе.

В лечении ВСД как психовегетативного синдрома особое значение придается психотерапии

, которую врач должен проводить с ребенком и родителями с це­лью выработки адекватной реакции на заболевание. Психотерапия детей и под­ростков (аутотренинг, релаксация и др.) имеет огромное значение в связи с уве­личивающимся числом пограничных нервно-психических нарушений. Пренеб­режение психотерапией в конечном счете приведет к невосполнимым социаль­ным и экономическим потерям, к росту расходнее еа поддержание психиче­ского здоровья тех, кому в детстве своевременно не помогли. В процессе беседы врач выявляет характерологические особенности больного, обстановку в семье, но возможности уточняет психотравмирующий фактор. Детям и родителям не­обходимо разъяснить сущность заболевания, безопасность для жизни измене­ний сердечно-сосудистой системы, и в то же время подготовить их к длитель­ному лечению. Результаты терапии детей с ВСД во многом будут определяться глубиной контакта с врачом. Педиатр, назначая лечение ребенку с психовегета­тивным синдромом, должен показать свою веру в его эффективность и полез­ность.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Исследование мокроты
Мокрота — патологическое отделяемое органов дыхания, выбрасываемое при кашле и отхаркивании (нормальный секрет бронхов настолько незначителен, что устраняется без отхаркивания). В состав мокроты могут входить слизь, серозная жидкость, клетки крови и дыхательных путей, элементы распада тканей, кристаллы, микроорганизмы, простейшие, гельминты и их яйца (редко). Исследование мокроты помогает установить характер патологического процесса в ...

Биологическая активность овощей
2.1 Разделение овощей по биологической активности на 7 групп По биологической активности овощи разделяются на 7 групп (табл. 2.1). Таблица 2.1 Биологическая активность овощей Группа Наименование овощей 1 Морковь, перец острый, батат (сладкий картофель) 2 Тыква, листья батата, шпинат (малабарский) 3 Шнит – лук, ба ...