Основные теоретические направления в исследованиях
процессов мыслительной деятельности.Медицина и образование / Особенности мыслительной деятельности у детей с нарушением зрения / Основные теоретические направления в исследованиях
процессов мыслительной деятельности.Страница 4
В настоящее время существует 3 концепции развития мышления у лиц с дефектами зрения. Причем увеличение количества экспериментальных исследований все сложнее становится обосновать и защищать некоторые из них, для чего приходится нередко субъективно, произвольно истолковывать сами экспериментальные факты, либо формулировать выводы, противоречащие их сущности и психологической природе.
Сущность 1-й концепции заключается в том, что мышление развивается “раньше и лучше” при условии более раннего и глубокого нарушения зрения. По мнению авторов этой концепции Б.И. и Н.Б. Коваленко, причиной этого ускоренного развития логического мышления является то, что “более раннее и значительное нарушение зрения при преодолении возникающих трудностей требует шире и глубже использовать речь и мышление”. С тех же позиций и “теории” сверхкомпенсации рассматриваются и интерпретируются экспериментальные факты в исследовании Н.С. Костючек, проведенного под руководством Б.И. Коваленко. [20]
Совершенно очевидная идеалистическая основа этой концепции, к тому же не подкреплена ни одним достоверным фактом, не является достоянием только истории тифлопсихологии. Во-первых “Тифлопедагогика”, в которой эта концепция составляет основу системы тифлопедагогических взглядов авторов, является единственным пособием, которым продолжают пользоваться студенты и педагоги специальных школ. И во-вторых она продолжает развиваться в других работах тифлопсихологов. В одной из последних работ Л.И. Солнцева, отмечая замедленность развития психических функций у слепых дошкольников пишет: “Закономерно предположить что и формирование мышления должно происходить в замедленных темпах” [36, 38] Однако далее она отмечает что “… это превосходство объяснялось идеалистически”. Логика рассуждения автора показывает, что она не согласна лишь с идеологическим обоснованием концепции, но соглашается с ее сущностью, что доказывается: “что формирование интелектуализированных способностей конструирования у незрячих происходит быстрее”. [38, 66] Отсюда следует, что это утверждение находится в прямом противоречии с содержанием самой статьи, так же, как и с концепцией.
Корни этих взглядов кроются во все возрастающем количестве экспериментальных фактов, раскрывающих подлинные потенциальные возможности психологии, в том числе интеллектуального развития слепых детей. Чем более целеустремленно в соответствии с дефектом программируется и управляется процесс развития, тем больше шансов для высокого уровня развития имеют дети с дефектом зрения. В принципе мы можем встретиться с фактом лучшего развития у слабовидящих той или иной функции или процесса, но они доказывают только то, что во-первых уровень развития является следствием качества обучения и воспитания. Здесь скрывается подлинная природа возможных неравномерностей развития. И во-вторых, необходимо поставить слепых и нормальновидящих в одинаковые условия обучения и воспитывать с учетом специфики дефекта зрения, для того, чтобы объективно судить о темпе развития.
Самое же главное заключается в том, что слабовидящий ребенок в развитии интеллектуальной деятельности ни потенциально, ни по возрастному уровню не отличается от нормального. Об этом в частности свидетельствует работа С.М. Хорош. Несмотря на существенный недостаток этого исследования (min количество испытуемых), автор показывает полную идентичность овладения приемами решения задач слепыми и нормальновидящими школьниками.
Значительно шире и полнее в экспериментальном плане в тифлопсихологии представлена концепция согласно которой нарушение зрения отрицательно сказывается на возможностях развития мышления у детей. Правда суждения тифлопсихологов, разделяющих эту концепцию, характеризуется наибольшей противоречивостью, нечеткостью в решении вопроса о зависимости развития мышления от дефекта зрения.
Поскольку защищать концепцию о неизбежном влиянии дефекта зрения на развитие мышления становится все труднее, а практически при объективном суждении и интерпретации накапливающихся фактов невозможно, появляется все больше работ, где глобальная оценка потенциальных возможностей развития мышления у лиц с дефектами зрения не признается зависимой от нарушения зрения. В то же время эта зависимость фактически признается при решении конкретных вопросов развития мыслительной деятельности слабовидящих школьников.
Ссылаясь на целый ряд авторов, М.И. Земцова в 1973 году четко формирует положение: “Мышление может быть высоко развито даже у абсолютно слепых и слепоглухих”. ( )
При коррекционной работе следует учитывать особенности развития мышления при нарушениях зрения. Эти особенности:
- у детей с нарушениями зрения затруднено развитие образного мышления “страдает конкретность мысли”, что затрудняет формирование понятий.
- у них встречается расширение или сужение объема понятий, недостаточная обоснованность суждений, формальность умозаключений.
Здесь мы встречаемся с суждением: “анализ решения задач слабовидящими школьниками показывает, что если они уяснили смысловое и конкретное содержание условия, то их рассуждения, умозаключительно не отличаются от рассуждений нормальновидящих школьников”. [12, 77]
Смотрите также
Ретроспективный эпидемиологический анализзаболеваемости скарлатиной за период с 1996 по 2006г. включительно в населённом пункте L.
Возбудитель скарлатины — β-гемолитический стрептококк группы A
Streptococcus pyogenes. Многочисленные представители этой группы отличаются по
набору антигенов; смена их происходит на одной территории обычно с интервалом в
несколько лет. Возбудители скарлатины могут длительно сохраняться вне организма
на предметах, окружающих больного. Они остаются жизнеспособными при высыхании
мокроты и гноя, на игрушках, постельных принадлежнос ...
Блоковый нерв (IV)
Блоковый нерв, п.
trochlearis, является двигательным нервом. Его волокна начинаются
от ядра, расположенного в среднем мозге. Выйдя из вещества мозга латерально от
уздечки верхнего мозгового паруса (на дорсальной поверхности ствола головного
мозга), нерв огибает ножку мозга с латеральной стороны, затем идет вентрально
между ножкой мозга и медиальной поверхностью височной доли полушария большого
мозга. Направляясь затем вперед, блоковый нерв ...