Врожденные предпосылки освоения языкаМедицина и образование / Процесс становления речи у детей / Врожденные предпосылки освоения языка
Идею о том, что для освоения языка необходимы врожденные задатки, предельно категорично высказал американский исследователь Н. Хомский. Хомского интересовали процессы, которые позволяют ребенку реконструировать грамматику конкретного языка на основе ограниченных о нем сведений. Чтобы это стало возможным, как полагал Хомский, ребенок должен от рождения владеть универсальной лингвистической теорией, позволяющей ему понять, "на каком из возможных языков говорит сообщество, в которое он попал. Чтобы узнать, на каком языке говорит сообщество, ребенок должен обладать способностью воспринимать речевые сигналы, характерные для данной языковой среды. Такая возможность, по мнению Хомского, заложена в системе дифференциальных признаков, акустико-артикуляторные характеристики которых универсальны. Как называется тетрадь на кольцах все в отделе тетради.
Как первый, так и последний из этих тезисов более чем сомнительны, но они явились импульсом для проведения широкого круга исследований. Особенно интенсивно исследовалась способность детей воспринимать различные фонетические контрасты. В этих работах, как правило, использовались варианты одной и той же экспериментальной ситуации. Некоторый речевой стимул (обычно слог типа СГ) предъявляли детям многократно, вплоть до угасания начальной ориентировочной реакции. Затем стимул замещался другим сигналом, контрастирующим с предыдущим определенным образом, например, по звонкости или по месту артикуляции согласного. Возобновление ориентировочной реакции считалось свидетельством того, что ребенок воспринимает соответствующий фонетический признак. В зависимости от возраста ребенка в качестве индикатора ориентировочной реакции использовали изменения сердечной деятельности и сосательной активности, повороты головы и глаз в сторону источника звука и др При исследовании детей 6 месяцев и старше применяли условно-рефлекторные методики, например, показ игрушки, сопутствующий изменениям звукового сигнала. В работе представлен обзор этих исследований до 1983 г.
Эти эксперименты показали, что дети с первых месяцев жизни способны воспринимать все основные фонетические контрасты - различия согласных по глухости-звонкости, по месту образования и т. д.
На основе этих результатов был сделан вывод о том, что человек от рождения снабжен детекторами основных (универсальных) фонетических признаков.
Смотрите также
Когнитивные процессы в генезе эмоций
С развитием когнитивной психологии многие современные
теории фокусируют внимание на когнитивных процессах как основном механизме
появления эмоций. Существенное влияние на развитие когнитивной теории эмоций
оказали опыты С. Шехтера. В них впервые было продемонстрировано, что увеличение
активации организма, хотя и является необходимым условием развития эмоции,
определяет лишь интенсивность эмоции, тогда как ее специфика зависит от
ситуации, о ...
Причины первичной дисменореи (альгоменореи, болезненных
менструаций)
Первичная дисменорея
(альгоменорея, болезненных месячные) обычно проявляется в подростковом и
юношеском возрасте вместе с наступлением первой менструации или через 1-3 года
после нее. Как правило, первые несколько лет боли вполне терпимы,
непродолжительны и практически не влияют на снижение уровня жизненной активности
и работоспособности. Другие симптомы заболевания (слабость, тошнота и пр.)
обычно в подростковом возрасте отсутствуют, однак ...