Звуковой состав первичного словаря
Медицина и образование / Процесс становления речи у детей / Звуковой состав первичного словаря

Переход от лепета к словам, соотнесенным с объектами и событиями, характеризуется обеднением звукового состава произнесений- звуки, отмечавшиеся в лепете, становятся для детей временно недоступными.

Затем эти звуки появляются в первых апроксимациях слов в определенной последовательности в зависимости от места и способа их образования и других фонетических характеристик. Считается, что последовательность освоения звуков определяется артикуляторной их сложностью. Действительно, такая закономерность наблюдается, но не является жесткой.

Фактически, звуки в составе первых слов появляются группами по мере освоения определенных артикуляторных позиций (жестов) - губные согласные появляются раньше язычных, мягкие язычные раньше твердых, а глухие согласные раньше звонких. При этом точность артикуляции звука зависит от его позиции в слоге и в слове - в некоторых позициях согласный звук может произноситься правильно, а в других выпадать или замещаться другим звуком. Особым искажениям подвергаются звуки в составе стечений согласных. Известны закономерности артикуляторных искажений в таких комплексах. Например, в сочетаниях фрикативный + сонорный согласный чаще сохраняется только фрикативный, а в сочетаниях фрикативный + смычный - только смычный.

Кроме того, точность реализации звука зависит от непосредственного звукового окружения, что обозначается как явление ассимиляции. Характерны также взаимные перестановки согласных.

Всё это говорит о том, что ребенок осваивает не звуки как таковые, а более сложные артикуляторные комплексы - структурно организованные апроксимацией слов. Используя лингвистическую терминологию, можно сказать, что ребенок осваивает не фонологическую систему, а фонетику и морфонологию.

Смотрите также

Предмет и принципы психофизиологии
Психофизиология - раздел психологии, посвященный изучению роли биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в реализации психической деятельности. В зависимости от исследовательской области выделяют психофизиологию ощущений и восприятий, речи и мышления, эмоций, внимания, произвольных действий, дифференциальную психофизиологию. Психофизиология - междисциплинарная область естественнонаучных знаний об организации отношений в ...

Влияние занятий шейпингом на состояние систем организма (сердечно-сосудистая, дыхательная) и обменные процессы организма
Специальный эффект тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Один из важнейших эффектов тренировки – урежение частоты сердечных сокращений в покое (брадикардия) как проявление экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности ми ...