Развитие речи ребенка до 3-х лет

"Усвоение детьми языка не есть приспособление слов, их складывание в памяти и оживление с помощью речи, но развитие языковой способности с возрастом и упражнением", - говорил В. Фон Гумбольдт. Иными словами, в развитии детской речи мы на каждом этапе видим самодостаточную систему, которая только в пределе стремится к системе языка взрослых.

Развитие детской речи до трех лет традиционно делится на три основных этапа:

1) доречевой этап (первый год жизни), разделяемый в свою очередь на период гуления и период лепета,

2) этап первичного освоения языка (дограмматический; второй год жизни)

3) этап усвоения грамматики (третий год жизни)

(Примечание. Временные рамки этих этапов крайне вариативны, особенно ближе к трем годам. Кроме того, в развитии детской речи имеет место акселерация - сдвиг возрастных характеристик "вниз". Поэтому мы в дальнейшем не будем указывать абсолютный возраст-в принципе существенен не он (хотя этот абсолютный возраст связан с созреванием тех или иных биологических предпосылок языковой способности), а относительный порядок появления у детской речи тех или иных характеристик).

В период гуления звуковая сторона детской речи лишена четырех важнейших особенностей, присущих речевым звукам:

а) коррелированности;

б) локализованности (в смысле артикуляции);

в) константности (имеет место большой и в значительной мере случайный разброс артикуляций);

г) релевантности, т.е. соотнесенности этих артикуляций с определенным языком.

Только в период лепета эти особенности поэтапно начинают появляться. Но главное - что в этот период появляется синтагматическая организация речи. Это структурация слога (появление "протосогласного" и "протогласного"); распадение потока речи на слоговые кванты, что означает, что у ребенка сформировался физиологический механизм слогообразования.