Эвристический принцип в усвоении языка ребенком
Медицина и образование / Процесс становления речи у детей / Эвристический принцип в усвоении языка ребенком

Уже И.А. Сикорский, как мы видели, показал, что дети могут избирать разные стратегии овладения языком. Более глубокое различие в стратегии овладения детьми языком описано Л. Блум. Она анализировала синтаксическое развитие речи трех детей и обнаружила, что они шли несколько различными путями. По мнению автора: "Результаты этого исследования ставят под некоторое сомнение взгляд на языковое развитие как на предпрограммированное врожденными особенностями одинаковое у всех детей поведение . Различия . отражают значимость индивидуальных различий во взаимодействии между познавательной функцией и опытом, которое не может рассматриваться как одно и то же для любого ребенка". Особый интерес представляет в этом плане исследование.

В. Дингуолла и Г. Тьюникс, показавшее подобное же различие стратегий на очень большом экспериментальном материале. Поэтому едва ли правомерны дискуссии вроде нашумевшего в 1960-х гг. спора М. Брэйна, отстаивавшего идею "контекстуальной генерализации", с представителями "гарвардской школы" Дж. Миллера Т.Бивером, Дж.Фодором и У.Уэкселом: нет и не может быть единой стратегии, обязательной для всех детей. Можно привести пример из собственного опыта автора. Его старший сын рос как единственный ребенок, очень много общался со взрослыми, сравнительно мало слышал чтение книг (но быстро сам научился читать). Он овладевал родным языком "интенсивно", при помощи стратегии, близкой к порождающей. Более младшие дети (близнецы) развивались вместе, общались преимущественно друг с другом, но им очень много читали. Поэтому у них сложилась другая оптимальная стратегия усвоения - "экстенсивная", примерно отвечающая "контекстуальной генерализации" М. Брэйна.

Во всяком случае, несомненно, что разные дети могут пользоваться разными стратегиями усвоения (очень вероятно, хотя и не доказано, что в процессе речевого развития они могут и менять такие стратегии).

Смотрите также

Отводящий нерв (VI)
Отводящий нерв, п. abducens, образован аксонами двигатель­ных клеток ядра этого нерва, залегающего в покрышке моста. Нерв выхолит из вещества мозга в борозде между мостом и про­долговатым мозгом, прободает твердую оболочку головного моз­га и в пещеристом синусе проходит сбоку от внутренней сонной артерии, а затем через верхнюю глазничную щель проникает в глазницу. Отводящий нерв иннервирует латеральную прямую мышцу глаза. ...

Здоровье населения и методы его изучения
Город Н. - промышленный центр на северо-востоке европейской части страны. В нём имеются текстильный комбинат, завод синтетических моющих средств, мощная ТЭЦ, крупный железнодорожный узел с вагоноремонтным заводом. Вблизи города располагается угольный разрез, где добыча угля ведется открытым способом. Экологическая ситуация в городе неблагоприятна, содержание вредных веществ в атмосферном воздухе значительно превышает ПДК. В лечеб ...