Основные особенности в спорте и в физическом воспитании
Страница 1

1. Спортивная деятельность направлена на развитие специальных особенностей человека, выявление его резервных возможностей, физическое воспитание направлено на укреп­ление здоровья, гармоническое развитие личности.

2. Спортивная деятельность - цель: - достижение ре­кордных результатов. Физическое воспитание - цель - опти­мальный уровень результатов, необходимый для осуществле­ния трудовой деятельности.

3. Спортивная деятельность - обязательный и основной компонент - соревнование. Соревнование способствует эффек­тивности занятий физическим воспитанием, но не является обязательным, оно выступает как метод, а не как компонент деятельности.

4. Спортивная деятельность требует максимальных физических и психических напряжений не только в соревно­ваниях, но и в ряде тренировочных занятий. Физическое вос­питание требует достаточно высоких, но не максимальных фи­зических и психологических усилий.

5. Спортивная деятельность носит добровольный ха­рактер. Результативность во многом зависит от интереса, увлеченности. Физическое воспитание в системе среднего спе­циального и высшего образования носит обязательный харак­тер, в системе занятий массовой физической культуры - доб­ровольный.

Краткая психологическая характеристика основных физических качеств.

Сила - это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями. Это одно из важ­нейших физических качеств для абсолютного большинства ви­дов спорта. Чаще всего сила проявляется в движении, т.е. в динамическом режиме - динамическая сила

. Но не всегда уси­лия спортсмена сопровождаются движением, в этом случае го­ворят о статическом режиме работы - статическая сила.

Быстрота

- это способность человека совершать двига­тельные действия в минимальный для данных условий отре­зок времени. Обычно выделяют три разновидности проявления быстроты:

1. Минимальное время, необходимое для начала дей­ствия в ответ на определенный раздражитель.

2. Скорость отдельного движения (элемента техники).

3. Частоту движений.

Элементарные формы проявления быстроты, относи­тельно независимые друг от друга (можно отличаться очень быстрой реакцией и быть медленным в движениях и наобо­рот). С точки зрения психологии быстрота - это способность управлять временными признаками движения, это отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения.

Выносливость

- это способность человека к длительно­му выполнению работы без снижения ее эффективности. Раз­витие выносливости осуществляется в процессе выполнения упражнений, вызывающих утомление и усталость.

Ловкость

- это способность человека быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся об­становки. Объектом познания в проявлении ловкости высту­пают движения и действия, совершаемые с предельной точ­ностью с учетом пространственных, временных и силовых па­раметров. Ловкость - специфическое качество, по-разному проявляющееся в различных видах спорта. Можно отличаться хорошей ловкостью в гимнастике и недостаточной - в спор­тивных играх. Одни виды спорта требуют предельной точ­ности воспроизведения мышечных усилий и времени движе­ния (легкоатлетические прыжки), другие - пространственных параметров и мышечных усилий (гимнастические упражне­ния), третьи - пространственных и временных признаков движения (прыжки в воду), четвертые - всех признаков дви­жения (единоборства, спортивные игры).

Важнейшим проявлением ловкости может считаться способность к сохранению устойчивого положения тела в раз­нообразных условиях движения и т.д.

Восприятие физических качеств с двигательными навыками.

Все физические качества спортсмена органически вза­имосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. В основе этого механизма лежит принцип целостности проявле­ний психики человека.

Взаимосвязь физических качеств характерна для лю­бого вида спорта, однако удельный вес проявления

их в раз­ных видах спорта различен. Например, в беге, плавании доми­нируют быстрота, выносливость, в тяжелой атлетике - сила. При этом следует отметить, что наивысшие показатели разви­тия одного качества могут быть достигнуты лишь при опреде­ленном уровне развития остальных. Поэтому процесс подго­товки спортсменов должен обеспечивать развитие физических качеств в необходимом соотношении. У людей с низким уров­нем физической подготовленности выполнение упражнения, требующего преимущественного проявления какого-либо одно­го физического качества, предъявляет значительные требова­ния к другим. Например, для новичков бег на 100 м является испытанием не только быстроты, но и в значительной мере выносливости, силы, ловкости. Поэтому на начальных этапах тренировки воспитание какого-либо качества приводит к раз­витию и совершенствованию других. Однако в дальнейшем подобный параллельный рост прекращается, и могут даже проявляться отрицательные соотношения между отдельными качествами.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Спаечная болезнь
...

Проблемы медицинского страхования. Возможные пути выхода
При анализе экономических факторов, обеспечивающих нормальное функционирование системы обязательного медицинского страхования, необходимо рассматривать всю совокупность возникающих финансовых отношений. Здесь можно выделить три основные группы отношений, сложившихся в ходе реализации закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Первая группа: государство (в лице Федерального и территориальных фондов ОМС) ...