Легионеллёз
Страница 1

Легионеллёз – это группа заболеваний бактериальной этиологии, клинически проявляющаяся литоксикацией, респираторным синдромом, поражением ЦНС и почек.

В июле 1976 г. в Филадельфии одновременно с проходившем здесь съездом Американского легиона разыгралась вспышка неизвестной болезни. Она напоминала грипп: высокая температура, головная боль, кашель, характерные хрипы в легких. Болезнь протекала тяжело, лекарства оказывались бессильными, и многих спасти не удалось. Больше года ушло на выявление возбудителя. Им оказался микроорганизм, получивший название – Leg. pn.

Этиология: Legionella pneumophilla, относится к сем. Legionelaceae, роду Legionella. Известно 8 типов. L. – Г- – подвижная вследствие наличия жгутиков, палочка, имеет термостабильный эндотоксин. Есть данные, подтверждающие наличие сильнодействующего экзотоксина. L. устойчивы в воде: в речной воде сохраняются до 3 недель, в водопроводной более года. Чувствительна L. к дез. средствам в обычных концентрациях.

Эпидемиология:

Предположительно, сапроноз.

Источник пока не выявили.

Механизм передачи: аэрогенный.

Пути передачи: воздушно-капельный и воздушно-пылевой.

Наиболее подвержены заболеванию люди пожилого возраста, курильщики, хронические алкоголики, наркоманы и люди с иммунодефицитом (первичным и вторичным). Чаще болеют мужчины.

Сезонность летне-осенняя.

В РФ встречается в виде спорадических случаев.

Палиогенез:

Входные ворота инфекции – слизистая дыхательных путей. На слизистой гибнет, высвобождая эндотоксин, который обуславливает системное поражение, а в тяжелых случаях инфекционно токсический шок с острой полиорганной и, прежде всего, дыхательной и почечной недостаточностью, энцефалопатией и синдромом ДВС.

В легких возбудитель вызывает геморрагические и некробиотические изменения, поступает в кровь и, оседая в органах, вовлекает их в патологический процесс.

На вскрытии чаще всего обнаруживается абсцедирующие пневмонии и фибринозные плевриты.

Клиника:

Инкубационный период 2-10 дней (в среднем 4-7).

Клинические формы:

1. Болезнь легионеров с тяжелой пневмонией.

2. ОРЗ без пневмонии (лихорадка Понтиак).

3. Острое лихорадочное заболевание с экзантемой (лихорадка Форт-Брагг).

Пневмония может быть одно- и двухсторонняя, чаще долевая, реже очаговая. Начало острое, с высокой лихорадкой (39-40° C), ознобом, болями в мышцах и суставах, выраженными проявлениями интоксикации. В тяжёлых случаях – неврогенная симптоматика (нарушение походки, атаксия, нарушение речи, галлюцинации). Признаки воспалительного процесса в легких выявляются со 2-4 дня болезни. Появляется продуктивный кашель со слизисто гнойной, часто кровянистой мокротой, колющие боли в груди.

Объективно: обильное поражение лёгких (притупление перкуторного звука, мелкопузырчатые хрипы, усиление голосового дрожания), часто признаки плевропневмонии (шум трения плевры).

- Рано возникают и быстро нарастают симптомы острой дыхательной недостаточности – выраженная отдышка, цианоз.

- Примерно у 1/3 больных вместе с синдромом пневмонии и проявлениями генерализованного инфекционного процесса с первых дней болезни появляется гастроинтестинальная симптоматика: боли в эпигастрии, урчание при пальпации живота, диарея, обложенность языка коричневым налётом. Живот при пальпации мягкий, печень и селезёнка не увеличены, стул без патологических примесей.

Осложнения: абсцедирование, пиопневмоторакс, отек легких, гипертоксикоз с тяжелым поражением ЦНС, инфекционно-токсический шок, геморрагический синдром.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Классификация нейротоксикозов
Строится на различных принципах: 1) по названию химического, элемента, вещества (марганцевая, ртут­ная и другие). 2) по пути поступления яда в организм: - ингаляционная, - пероральная, - транскутанная, - смешанная нейроинтоксикации. 3) по течению: а) острые, б) подострые, в) хронические, г) остаточные явления и д) отдаленные последствия острых, подострых и хронических интоксикаций. 4) по ст ...

Современные направления прикладной психофизиологии
Проблема оптимизации обучения — центральная для педагогики. Многочисленные школы и концепции обучения отражают непрерывный поиск и усилия, предпринимаемые педагогами и психологами в этом направлении. Однако существует чисто психофизиологический аспект решения данной проблемы. В настоящее время управление процессом обучения осуществляется главным образом с учетом результатов успеваемости, на основе тестирования успешности обучения. При этом ...