Понятие о лечебной физической культуре (ЛФК)Медицина и образование / Физкультура / Понятие о лечебной физической культуре (ЛФК)Страница 1
План ответа на четвёртый вопрос:
· Понятие о лечебной физической культуре (лфк).
· Клинико-физиологическое обоснование и основные механизмы лечебного действия физических упражнений.
Лечебная физическая культура (ЛФК) – научно-практическая, медико-педагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и методы использования средств физической культуры для лечения, восстановления и профилактики различных заболеваний.
ЛФК восстанавливает трудоспособность после заболеваний и повреждений. Специфика ЛФК в использовании его в качестве основного лечебного средства. Физические упражнения – существенный стимулятор жизненных функций организма человека. Одна из самых характерных особенностей данного метода – применение к больным физических упражнений в условиях активного и сознательного участия в лечебном процессе их самих.
Теоретическая основа ЛФК – медико-биологические педагогические науки: анатомия, физиология, биохимия, гигиена, различные клинические дисциплины, спортивная медицина, психология, педагогика, ТФВ (теория физического воспитания).
Клинико-физиологическое обоснование и основные механизмы лечебного действия физических упражнений.
Лечебное действие физических упражнений объясняется важной социальной и биологической ролью движений в жизни человека. Без мышечной работы человек не может ни познавать природу, ни воздействовать на неё.
При заболевании в организме человека происходят различные структурные и функциональные нарушения, одновременно усиливаются защитные процессы, развиваются компенсации, изменяется обмен веществ. Вынужденная длительная гиподинамия может ухудшить течение болезни, вызвать ряд осложнений. ЛФК, с одной стороны, оказывает непосредственное лечебное действие, стимулируя защитные механизмы, ускоряя и совершенствуя развитие компенсаций, улучшая обмен веществ и регенеративные процессы, восстанавливая нарушенные функции, с другой – уменьшает неблагоприятные последствия сниженной двигательной активности. При заболеваниях наблюдается подавление и ослабление приспосабливания организма к окружающей среде. В лечебных целях необходимо использовать путь сознательной тренировки, посредством которой стимулируются физиологические процессы, обеспечивается интенсификация функций, повышается возможность больного организма к развитию приспособительных процессов.
Полнота приспособления и есть полнота здоровья (по В.Н. Мошкову).
В развитии приспособительных реакций под влиянием дозированной физической тренировки ведущую роль играет нервная система (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, С.П. Боткин и др.). Нервная регуляция деятельности организма осуществляется посредством рефлексов. Воздействия внешнего мира воспринимаются анализаторами (зрительным, слуховым, тактильным и др.), возникающие возбуждения в виде импульсов достигают больших полушарий мозга и воспринимаются в форме различных ощущений. ЦНС (центральная нервная система) формирует ответную реакцию. Такое же рефлекторное взаимодействие имеется между внутренними органами и ЦНС. Импульсы от рецепторов внутренних органов (интерорецепторы) также поступают в нервные центры, сигнализируя об интенсивности функций и состоянии органа. Проприоцептивные импульсы с рецепторов мышц, связок, сухожилий поступают в ЦНС: кору больших полушарий, подкорковые центры, ретикулярную формацию ствола мозга – и посредством рефлексов через центры вегетативной нервной системы регулируют деятельность внутренних органов и обмен веществ. Эту взаимосвязь объясняет теория моторно-висцеральных рефлексов, разработанная М.Р. Могендовичем.
Влияние физических упражнений на эмоциональное состояние больного. Положительные эмоции стимулируют физиологические процессы в организме больного, отвлекают его от болезненных переживаний, что имеет важное значение для успешного лечения и восстановления сил больного.
При выполнении мышечной работы, в кровь выделяются гормоны (адреналин и др.), которые оказывают стимулирующее действие на работу сердца, а метаболиты, образующиеся в мышцах, расширяют артериолы, кровоснабжающие их. Химически активные вещества оказывают влияние и на нервную систему. Такое взаимодействие нервных и гуморальных влияний обеспечивает общую благоприятную реакцию организма больного человека на различные виды физических нагрузок.
Смотрите также
Глаз
Глаз, oculus (греч. ophthalmos),
состоит из глазного яблока и зрительного нерва с его оболочками. Глазное
яблоко, bulbus oculi, округлое. В нем выделяют полюса – передний
и задний, polus anterior et polus posterior. Первый соответствует наиболее
выступающей точке роговицы, второй находится латеральнее места выхода из
глазного яблока зрительного нерва. Линия, соединяющая эти точки, называется наружной
осью глаза, axis builbi externus. Она ра ...
Роль, функции и задачи страховых медицинских организаций
«Граждане Российской
Федерации имеют право на: обязательное и добровольное медицинское страхование;
выбор медицинской страховой организации; выбор медицинского учреждения и
врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного
медицинского страхования; получение медицинской помощи на всей
территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места
жительства; получение медицинских ...