Понятие о лечебной физической культуре (ЛФК)Медицина и образование / Физкультура / Понятие о лечебной физической культуре (ЛФК)Страница 1
План ответа на четвёртый вопрос:
· Понятие о лечебной физической культуре (лфк).
· Клинико-физиологическое обоснование и основные механизмы лечебного действия физических упражнений.
Лечебная физическая культура (ЛФК) – научно-практическая, медико-педагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и методы использования средств физической культуры для лечения, восстановления и профилактики различных заболеваний.
ЛФК восстанавливает трудоспособность после заболеваний и повреждений. Специфика ЛФК в использовании его в качестве основного лечебного средства. Физические упражнения – существенный стимулятор жизненных функций организма человека. Одна из самых характерных особенностей данного метода – применение к больным физических упражнений в условиях активного и сознательного участия в лечебном процессе их самих.
Теоретическая основа ЛФК – медико-биологические педагогические науки: анатомия, физиология, биохимия, гигиена, различные клинические дисциплины, спортивная медицина, психология, педагогика, ТФВ (теория физического воспитания).
Клинико-физиологическое обоснование и основные механизмы лечебного действия физических упражнений.
Лечебное действие физических упражнений объясняется важной социальной и биологической ролью движений в жизни человека. Без мышечной работы человек не может ни познавать природу, ни воздействовать на неё.
При заболевании в организме человека происходят различные структурные и функциональные нарушения, одновременно усиливаются защитные процессы, развиваются компенсации, изменяется обмен веществ. Вынужденная длительная гиподинамия может ухудшить течение болезни, вызвать ряд осложнений. ЛФК, с одной стороны, оказывает непосредственное лечебное действие, стимулируя защитные механизмы, ускоряя и совершенствуя развитие компенсаций, улучшая обмен веществ и регенеративные процессы, восстанавливая нарушенные функции, с другой – уменьшает неблагоприятные последствия сниженной двигательной активности. При заболеваниях наблюдается подавление и ослабление приспосабливания организма к окружающей среде. В лечебных целях необходимо использовать путь сознательной тренировки, посредством которой стимулируются физиологические процессы, обеспечивается интенсификация функций, повышается возможность больного организма к развитию приспособительных процессов.
Полнота приспособления и есть полнота здоровья (по В.Н. Мошкову).
В развитии приспособительных реакций под влиянием дозированной физической тренировки ведущую роль играет нервная система (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, С.П. Боткин и др.). Нервная регуляция деятельности организма осуществляется посредством рефлексов. Воздействия внешнего мира воспринимаются анализаторами (зрительным, слуховым, тактильным и др.), возникающие возбуждения в виде импульсов достигают больших полушарий мозга и воспринимаются в форме различных ощущений. ЦНС (центральная нервная система) формирует ответную реакцию. Такое же рефлекторное взаимодействие имеется между внутренними органами и ЦНС. Импульсы от рецепторов внутренних органов (интерорецепторы) также поступают в нервные центры, сигнализируя об интенсивности функций и состоянии органа. Проприоцептивные импульсы с рецепторов мышц, связок, сухожилий поступают в ЦНС: кору больших полушарий, подкорковые центры, ретикулярную формацию ствола мозга – и посредством рефлексов через центры вегетативной нервной системы регулируют деятельность внутренних органов и обмен веществ. Эту взаимосвязь объясняет теория моторно-висцеральных рефлексов, разработанная М.Р. Могендовичем.
Влияние физических упражнений на эмоциональное состояние больного. Положительные эмоции стимулируют физиологические процессы в организме больного, отвлекают его от болезненных переживаний, что имеет важное значение для успешного лечения и восстановления сил больного.
При выполнении мышечной работы, в кровь выделяются гормоны (адреналин и др.), которые оказывают стимулирующее действие на работу сердца, а метаболиты, образующиеся в мышцах, расширяют артериолы, кровоснабжающие их. Химически активные вещества оказывают влияние и на нервную систему. Такое взаимодействие нервных и гуморальных влияний обеспечивает общую благоприятную реакцию организма больного человека на различные виды физических нагрузок.
Смотрите также
Глазодвигательный нерв (III)
Глазодвигательный
нерв, n. oculomotorius, является
смешанным нервом. Одна его часть начинается от двигательного ядра, а вторая –
от вегетативного (парасимпатического) ядра, расположен в среднем мозге. Этот
нерв выходит из одноименной борозды на медиальной поверхности ножки мозга, у
переднего края моста. Направляясь вперед, проходит в боковой стенке пещеристого
синуса, а затем через верхнюю глазничную щель проникает в глазницу. Перед
вхо ...
Цефалоспорины - инфекционный эндокардит
В зависимости от антибактериальной активности выделяют 4 группы
цефалоспоринов.
∙ 1-я группа - препараты, высокоактивные преимущественно в
отношении грамположительных кокков, включая золотистый стафилококк,
коагулазонегативные стафилококки, бета-гемолитический стрептококк, пневмококк и
зеленящий стрептококк. К действию стафилококковой бета-лактамазы обычно
стабильны, но гидролизуются бета-лактамазами грамотрицательных бактер ...