Утомление, переутомление и неврозы
Страница 1

Летная работа, как и любая другая, сопровождается нарастанием утомлений, прогрессивным снижением работоспособности. Это естественное снижение работоспособности усиливается специфическими факторами летной деятельности, среди которых наиболее значимы:

- нервно – эмоциональные напряжения;

- гипоксия;

- перегрузки;

- отклонения температуры от оптимальных величин;

- вибрация и шумы;

- жесткий лимит и дефицит времени на отдельных этапах полета и в особых, в частности аварийных ситуациях;

- цветное (в частности, красное) освещение в кабине самолета (там, где оно используется);

- нарушение режима летной работы и режима дня;

- длительное пребывание на старте;

- быстрая смена привычного поясного времени;

- условия боевой деятельности (специфические, прежде всего эмоциональные факторы войны.

Одной из причин ведущих причин летного утомления следует считать эмоциональное напряжение, которое часто описывается как психическое напряжение. Эмоциональное напряжение пилота в полете является либо результатом осознания опасности, либо «подсознательным отражением риска, существующего при всяком полете» - «пассивное состояние опасения». Но и в том и другом случае подобное состояние вызывает глубокую нервную и эмоциональную усталость. Однако есть основания рассматривать психическое напряжение не только в качестве негативного фактора, снижающего в конечном итоге надежность человеческого звена в системе пилот – самолет. Дело в том, что в своей сути психическое напряжение – это способность человека к оптимальному использованию в данный момент своих возможностей соответственно предъявляемым обстановкой требованиям. Она выражается в повышении четкости и скорости реакции, в общей собранности, ускорении процессов мышления, улучшению памяти и концентрации внимания. Такая мобилизующая роль эмоциональной стимуляции имеет свой предел, за которым наступает снижение психической активности, а в крайних вариантах – дезинтеграция психических процессов. Особенно ярко это обнаруживается в ситуациях, создающих угрозу для жизни.

Отрицательное влияние на организм даже самых умеренных степеней гипоксии хорошо иллюстрируется снижением чувствительности глаза к цветным источникам света уже на высоте 1500 метров.

Одним из постоянных источников утомления являются различные по величине и продолжительности перегрузки – это постоянные спутники любого полета. В уникальном опыте проведенным в 1958 году, биофизик К. К. Кларк в течении 24 часов испытывал перегрузку, создаваемую ускорением в 2g. Его умственная работоспособность резко нарушилась – он не мог произвести простейших вычислений и в течении многих недель после опыта жаловался на головокружение. Одним из результатов воздействия перегрузок является «болезнь движения», которая имеет скрытую, переходную и выраженную степени. При скрытой степени у пилотов увеличивается число ошибок во время считывания показаний авиационных приборов, затрудняется процесс обобщения этих показаний в целостную картину ситуации полета.

К эпизодически действующим повреждающим факторам летной работы относят высокие температуры в кабине самолета. В специальных исследованиях было установлено, что повышенная температура снижает устойчивость человека к ускорениям, причем начальные нарушения вестибулярной устойчивости наблюдаются уже при часовом воздействии температуры +35 и +40о. В условиях повышенной температуры ухудшается умственная работоспособность, память и внимание.

Шумы и вибрации составляют постоянный негативный фон летной работы. Однако следует иметь ввиду, что повреждающее влияние шума начинается, по-видимому, только с величин, близких к 60 дБ. До 60 дБ шум способствует повышению работоспособности.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Лечение внебольничной пневмонии
Д.м.н. С.Н. Авдеев, НИИ пульмонологии МЗ РФ, Москва Современные классификации, в зависимости от условий возникновения заболевания, подразделяют пневмонии на две большие группы: внебольничные и нозокомиальные (госпитальные) пневмонии [3]. Отдельно выделяют пневмонии у больных с тяжелыми дефектами иммунитета и аспирационные пневмонии [5]. Такой подход обоснован различными причинными факторами пневмоний и различными подходами к выбо ...

Немного истории о распространении.
Никто в точности не знает, когда ВИЧ пришел к нам. Возможно, что раньше люди, на самом деле скончавшиеся от СПИДа, признавались умершими от одной из многочисленных инфекций, вызываемых этой болезнью, или что медицинский персонал просто не мог знать, с чем ему приходится иметь дело. Превалирующая теория (хотя она остается всего лишь теорией) о происхождении ВИЧ сводится к тому, что вирус начал впервые поражать людей в Центральной Африке около ...