Утомление, переутомление и неврозыМедицина и образование / Утомление, преутомление и неврозы летного состава / Утомление, переутомление и неврозыСтраница 2
Среди факторов полета, вызывающих утомление, в наименьшей степени исследовано влияние цветного, в частности красного, освещения в кабине самолета. Красный свет не однократно рекомендовался для освещения приборной доски, как наименее нарушающий адаптацию к темноте. На основании анализа ночного зрения в полете К. Х. Кекчеев рекомендует освещать приборную доску слабым красным светом. Таким образом, некоторые исследователи считают допустимым в каких-то конкретных условиях полета использование красного света. Однако более убедительными видятся выводы из многочисленных, специально проведенных в этом направлении экспериментов. А.В. Лебединский, Н.В. Зимкин на основании собственных данных категорически выступают против любого монохроматического, особенно красного освещения кабины самолета, ибо при красном свете, по сравнению с белым, значительно ухудшается острота зрения, устойчивость явного видения, скорость различия деталей. Красный свет быстро приводит к зрительному утомлению. В.П. Камчанов, изучавший влияние красного света на работоспособность людей, в своих выводах пишет, что у работающих при красном свете резко снижается работоспособность по сравнению с работающими при нормальном освещении, чем и объясняется их большая утомляемость. Г.И. Гурвич и Е.П. Кожевников изучали влияние на испытуемых «цветного климата» в кабинах летательных аппаратов. Они нашли, что при использовании красного и синего цвета снижение работоспособности было выражено сильнее, чем при других условиях освещения. Наиболее благоприятным было признано желтое освещение. В процессе пилотирования летных тренажеров у пилотов – испытуемых при использовании красного света наблюдалась напряженность (скованность или наоборот торопливость и резкость движений). Некоторые из них допускали такие грубые ошибки, как флюгирование винтов работающего двигателя вместо отказавшего. Такая ошибка происходила только при «пожаре» и только при красном цвете интерьера.
Мало учитываемой причиной снижения работоспособности летного состава является длительное пребывание на старте, вызывающее отрицательные эмоции и создающее предпосылки к быстрому наступлению утомления. Во время пребывания на аэродроме на пилота действует ряд факторов, могущих отразиться на его работоспособности. К ним относятся:
· Шум
· Перегревание на солнце летом и переохлаждение зимой
· Эмоциональное перенапряжение, связанное с ожиданием полета
· Стесняющее действие летной одежды и специального снаряжения
По заявлению отдельных пилотов, подобные условия вызывают вялость, ощущение тяжести в голове, общую слабость.
Также недостаточно учитывается в качестве фактора, снижающего работоспособность летного состава, смена временных поясов. Этот фактор в настоящее время хорошо изучен. Согласно современным представлениям, организм человека является ритмически колеблющейся биологической системой. Ритмические колебания являются «… неотъемлемым свойством живых систем и составляет основу их организации, любое нарушение нормального хода ритма приводит к нарушению в работе всего организма» (Питтендрай К., 1964). Вот почему всякое нарушение ритмов организма сопровождается нарушение его благополучия. Одной из причин такого рода нарушений является смена временных поясов. Смена временных поясов приводит к рассогласованию слаженности так называемой циркадианной системы организма, т.е. системы ритмов с продолжительностью периода, близкой к 24 часам. Влияние среды на циркадианные ритмы проявляется в феномене так называемого затягивания, суть которого состоит в том, что периодическое изменение внешних факторов (освещенности, температуры) воздействует на ритмический процесс так, что период ритма изменяется. Смена временных поясов означает изменение системы датчиков времени: начала дня и ночи, суточного колебания температуры, влажности, барометрического давления и т.д. Адаптация к новой временной зоне сводится к сдвигу фазы всех циркадианных ритмов. Такая перестройка происходит не на всех «этажах» иерархической построенной системы. Фаза одних ритмов сдвигается быстрее, других – медленнее, в результате чего возникает состояние внутреннего десинхроза. Десинхроз выражается в нарушении сна, аппетита, работоспособности, раздражительности, в более тяжелых случаях – в невротических состояниях и даже в органические заболевания.
Смотрите также
Понятие о медицинской этике, морали и деонтологии.
В начале 19
века английский философ Бентам термином "деонтология" определил науку
о поведении человека любой профессии. Для каждой профессии есть свои деонтологические
нормы. Деонтология происходит от двух греческих корней: deon-должное,
logos-учение. Таким образом, хирургическая деонтология - это учение о должном, это
правила поведения врачей и медицинского персонала, это долг медицинских
работников перед больными. Впервые основн ...
Роль добровольного медицинского страхования в охране здоровья работающего
населения
В современной инфраструктуре регионального здравоохранения
средства бюджета и ОМС расходуются на оказание амбулаторной и стационарной
медицинской помощи в основном в государственных и муниципальных
лечебно-профилактических учреждениях. Большинство же медико-санаторных частей
входят в структуру крупных коммерческих организаций и, как правило, не
включаются в систему медицинского страхования в качестве производителей
медицинских услуг. И ...